Company Logo

Главное меню

Кафедра химии

Кафедра географии

Кафедра физиологии

О кафедре физиологии

Кафедра физиологии

В ноябре 1963 года в АГПИ была создана кафедра биологии и основ сельскохозяйственного производства, в 1966 году она была ликвидирована и создана кафедра зоологии, приказ № 50 от 4 марта 1966 года. 28 февраля 2007 года кафедра зоологии была переименована в кафедру физиологии, приказ № 36 от 1 марта 2007 года.
 

Заведующие кафедрой
25.08.1964 – 01.02.1968 Т.И. Скляр
28.03.1968 – 10.03.1971 П.А. Мертц
11.03.1971 – 24.06.1976 Т.И. Скляр
24.06.1976 – 30.09.1986 Э.А. Шебзухова
30.09.1986 – 05.12.1995 Н.Д. Джимова
05.12.1995 – по настоящее время А.В. Шаханова
 

Шаханова Ангелина Владимировна – доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой физиологии, проректор по научной работе АГУ.

Кафедра физиологии является структурным подразделением факультета естествознания АГУ, её назначение – выпускающая кафедра.

Кафедра ведёт профилирующую подготовку по направлениям:

Программы бакалавриата.

Очная форма образования.

06.03.01 Биология. Бакалавр.

44.03.01 Педагогическое образование. Бакалавр. Направленность «География» и «Биология»;

44.03.01 Педагогическое образование Направленность «Химия» и «Биология»;

 

Очно-заочная форма обучения

06.03.01 Биология. Бакалавр.

 

Заочная форма обучения

44.03.01 Педагогическое образование. Бакалавр. Направленность «Билогия»;

44.03.01 Педагогическое образование. Бакалавр. Направленность «География».

 

Программы магистратуры

Очная форма обучения

44.04.01 Педагогическое образование. Магистратура. Программа «Естественнонаучное образование»;

06.04.01 Биология. Магистр.

Программы:

1). «Физиология»;

2). «Экология»;

3). «Биохимия и молекулярная биология».

 

Очно-заочная форма.

06.04.01 Биология. Магистр.

Программы:

1). «Физиология»;

2). «Экология»;

3). «Биохимия и молекулярная биология».

 

Заочная форма

44.04.01 Педагогическое образование. Магистратура. Программа «Естественнонаучное образование»

 

Аспирантура

Кафедра осуществляет подготовку аспирантов по направлениям:

06.06.01 – Биологические науки:

специальности

03.02.05 – Энтомология;

03.03.01 – Физиология.

 

Дополнительные профессиональные образовательные программы.

Дополнительная профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки «Биология»;

Дополнительная профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки «Химия в образовании»;

Дополнительная профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки «Биология в образовании»;

Дополнительная профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки «География в образовании».

 

Профессорско-преподавательский состав кафедры

Кафедра обладает высококвалифицированным кадровым составом – 12 человек, из них 4 профессора, 5 доцентов и 3 старших преподавателя.

Шаханова Ангелина Владимировна – зав. кафедрой д.б.н., профессор.
Шебзухова Эмма Адамовна – к.б.н., профессор.
Псеунок Аминет Аскеровна – д.б.н., профессор.

Агиров Аслан Хангиреевич – д.м.н., профессор.
Хасанова Нина Николаевна – к.б.н., доцент.
Силантьев Михаил Николаевич – к.б.н., доцент.
Челышкова Татьяна Васильевна – к.б.н., доцент.
Шаповалов Максим Игоревич – к.б.н., доцент.
Кузьмин Андрей Александрович – к.б.н., доцент.

Гречишкина Светлана Станиславовна – к.б.н, ст. преподаватель.
Сапрыкин Максим Александрович – к.б.н, ст. преподаватель.
Еднич Евгения Михайловна – ст. преподаватель.

 

 

Сотрудники кафедры 

Гумина Наталья Алексеевна – зав. кабинетом цитологии, гистологии и генетики.

Кузьмина Виктория Васильевна – зав. кабинетом возрастной анатомии, физиологии и гигиены, аспирант.

Шавульская Ирина Викторовна – лаборант кабинета зоологии позвоночных, магистрант.

Лаптева Людмила Олеговна – таксидермист Зоологического музея, магистрант.

Шумахова Наталья Александровна – лаборант кабинета физиологии человека и животных.

Основные научные направления, разрабатываемые кафедрой

I.             Изучение фауны, биологии и экологии беспозвоночных животных Северо-Западного Кавказа, охрана редких видов;

II.          Исследование биологического разнообразия и биологических ресурсов позвоночных животных Адыгеи;

III.       Изучение теоретических и прикладных аспектов адаптации обучающейся молодёжи к спортивным и умственным нагрузкам;

IV.       Разработка физиологических технологий формирования, развития и сохранения функций систем организма обучающейся молодёжи в условиях различных двигательных режимов. 

 

На базе кафедры функционируют 2 научно-исследовательские лаборатории и зоологический музей, входящие в состав НИИ комплексных проблем АГУ.

• Лаборатория «Физиология развития ребёнка»;

• Лаборатория биоэкологического мониторинга беспозвоночных животных Адыгеи;

• Зоологический музей.

 

Исследования по созданию моделей специальных функциональных адаптивных систем к физическим нагрузкам являются приоритетными для лаборатории «Физиология развития ребёнка», актуальными не только с позиции расширения фундаментальных знаний в области теории адаптации и стресса, но и в практическом использовании полученных результатов в области об­разования, педиатрии и физической культуры для выработки здоровьесберегающей стратегии.

В рамках работы лаборатории «Физиология развития ребёнка» НИИ Комплексных проблем АГУ (н.р. – доктор биологических наук, проф. А.В. Шаханова), которая оснащена высокотехнологичной базой, коллективом собран уникальный фактологический материал, который значительно расширяет и дополняет информационно-методологическую и теоретическую базу по раскрытию механизмов общей и индивидуальной адаптации к спортивным физическим нагрузкам и может служить фундаментальной основой для разрабатываемой в настоящее время концепции «Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс». Коллективом проводятся исследования не только в кроссекциональном, но и в лонгитюдинальном режиме, не имеющего аналогов в отечественных и мировых физиологических исследованиях. Лонгитюдинальные исследования – это исследования, проводимые в широком онтогенетическом плане на одном и том же контингенте в течение ряда лет, являются достаточно трудоёмкими, но высоко репрезентативными. Именно комплексное использование системного и лонгитюдинального подходов позволило создать модели морфофункционального, нейроэндокринного статусов, раскрыть механизмы управления процессами роста, развития и адаптации у детей и подростков в условиях спортивных классов и спортивных секций на базе ДЮСШ (баскетбол, футбол, гандбол), а также в условиях применения вариативных образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий.

С позиции не только паспортного, но и биологического возраста (стадия полового созревания) разработана концепция онтогенетического развития детей и подростков в условиях различных двигательных режимов, выявлены общие и специфические особенности роста и развития у не занимавшихся специально спортом школьников и занимавшихся по различным тренировочным программам. Впервые доказано, что не только для соматического развития свойственен феномен гетерохронности (разновременности) развития в ходе онтогенеза. Гетерохронный характер развития также характерен для общей выносливости и физической работоспособности, когда на фоне усиления ростовых процессов резко снижается выносливость и работоспособность, что приводит к дезинтеграционным процессам в организме, возникновению так называемых критических периодов. В эти периоды организм наиболее чувствителен к повреждающему действию разнообразных как экзогенных (внешних), так и эндогенных (внутренних) факторов. Иными словами, это периоды наименьшей резистентности (устойчивости), особенно к факторам внешней среды. Показано, что в критические периоды координация всех перекрещивающихся процессов развития является неустойчивой и достаточно легко нарушается внешними факторами. В эти периоды большие по объёму физические и умственные нагрузки могут нарушить нормальный ход онтогенетического развития. Наши исследования показали, что есть критические периоды для всего организма и критические периоды в развитии отдельных органов и систем. Установлена гетерогенность форм физического развития в зависимости от объёма двигательного режима, направленности тренировочного процесса, гендерных особенностей полового созревания, показана роль гормонов в изменении стратегии адаптации. На основе индивидуального и дифференцированного анализа полученных данных представлено принципиально новое видение логики развёртывания процессов полового созревания, даны характеристики сущностных изменений, происходящих в эндокринном статусе подростков, показано, что возраст и стадия полового созревания – это не только самостоятельные, но и взаимообусловленные факторы роста и развития детей и подростков. Исходя из полученных результатов, разработана эффективная концепция коррекции и регламентации тренировочных нагрузок с целью обеспечения должного уровня здоровья и физической работоспособности.

Получена система новых научных фактов о характере влияния «школьных факторов риска» на физическое состояние и здоровье учащихся в условиях использования интенсивных образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий. Предложенный комплекс физиологических методов обследования позволяет своевременно выявить контингент риска за счёт раскрытия ранних донозологических форм изменения функционального состояния организма, когда процессы жизнедеятельности поддерживаются за счёт более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем и функций.

Получены принципиально новые знания о морфофункциональной подготовленности организма студентов при различных формах организации спортивной деятельности. В результате исследований, проведённых в течение последних 5 лет, определены нейрофизиологический, регуляторно-адаптивный, вегетативный и соматический статусы высококвалифицированных спортсменов (дзюдо, лёгкая атлетика, велоспорт, гандбол). На основе интегрального подхода получены систематизированные морфофункциональные характеристики общей выносливости и физической работоспособности организма спортсменов, созданы модели специальных адаптивных систем к спортивным нагрузкам в зависимости от спортивной специализации и квалификации, на которых может быть основана система комплектования групп высшего спортивного мастерства, отбор потенциальных чемпионов, дифференцированный подбор объёма спортивных физических нагрузок с целью повышения эффективности спортивной деятельности и сохранения благоприятной динамики состояния здоровья у квалифицированных спортсменов.

Изучены механизмы управления резервными возможностями организма в режиме спортивных секций, разработана концепция управления тренировочным процессом у студентов, не имевших спортивного разряда. Необходимость глубокого изучения данной проблемы диктуется тем, что при комплектовании спортивных групп для занятий в секциях практически не учитывается индивидуальный адаптивный профиль студентов. Данная проблема особенно актуальна для игровых видов спорта, занимающих лидирующие позиции по популярности среди студентов неспортивных факультетов. Моторная и психологическая сложность тренировочно-соревновательной деятельности в игровых видах спорта, огромный объём информации, который должен перерабатываться быстро в условиях дефицита времени на фоне непрерывно изменяющихся ситуаций, требует от спортсменов-игровиков развитой сенсомоторной способности, высокой выносливости организма. В плане сказанного нами были проведены комплексные исследования на студентах, занимавшихся футболом, волейболом, баскетболом в режиме секционных занятий, выявлены «группы риска». Полученные данные могут быть использованы при формировании единого методологического и информационного пространства по вопросам поиска здоровьесберегающих двигательных режимов и спортивно-оздоровительных технологий в вузе.

За последние 5 лет коллектив авторов принимал участие в НТП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013 гг.). В 3-х проектах в рамках исполнения Государственного задания образовательными организациями высшего образования по заданию Министерства образования и науки РФ (2010-2015 гг.)

В целом объём освоенных средств за 15 лет существования лаборатории составил более 35 млн. руб.

8-9 октября 2015 г. проведена Международная научная конференция, посвящённая 75-летию АГУ «Механизмы функционирования нервной, эндокринной и висцеральной систем в процессе онтогенеза».

По возвращению на родину, профессор Х. Блюм прислал благодарственное письмо: «…Я хотел бы поздравить Вас с обширной научной программой в области физиологии. Это был уникальный опыт для меня, моя благодарность всему персоналу, а также студентам, которые внесли большой вклад в это чрезвычайно успешное мероприятие. Везде, где Вы увидите возможность применения меня, я буду в Вашем распоряжении и распоряжении АГУ!!! С большим уважением и восхищением, с добрыми пожеланиями, Х. Блюм».

Сотрудники лаборатории имеют высокую научную и публикационную активность. На базе лаборатории защищены 3 докторские, 13 кандидатских диссертаций,  готовятся к защите 3 докторские и 3 кандидатские диссертации.

Коллективом лаборатории с 2000 года опубликовано более 350 научных работ, из них в журналах и изданиях, включённых в перечень ВАК, Scopus более 100, 7 монографий, 15 учебно-методических пособий. Индексируемость в международных библиографических базах данных с индексом Хирша от 3 до 7, индекс цитирования в РИНЦ – от 21 до 263. Научный руководитель лаборатории «Физиология развития ребенка» профессор А.В. Шаханова вошла в 2015 г. в ТОП-100 самых цитируемых и продуктивных учёных по данным РИНЦ в сфере «Физическая культура и спорт».

Сегодня, отмечая 15-летие лаборатории «Физиология развития ребёнка», хочется подчеркнуть, что она все эти годы была кузницей подготовки кадров. Существенный вклад в создание, развитие и укрепление лаборатории внесла Шаханова Ангелина Владимировна, д.б.н., профессор. Многие прошли путь от студентов, которые готовили свои квалификационные работы на базе лаборатории, до кандидатов наук, теперь – руководителей факультета (М.Н. Силантьев, к.б.н., доц., декан факультета естествознания; Т.Г. Петрова, к.б.н., доц., зам. директора по воспитательной работе института физической культуры и дзюдо АГУ), лаборатории (Т.В. Челышкова, к.б.н., доц., зав. лабораторией «Физиология развития ребёнка» в 2010-2012, с 2015 по настоящее время; А.А. Кузьмин, к.б.н., доц., зав. лабораторией «Физиология развития ребёнка» с 2012 по 2015 гг.), преподавателей (ст. препод. С.С. Гречишкина, доц. Т.В. Челышкова, доц. А.А. Кузьмин, доц. М.Н. Силантьев, доц. О.К. Калашникова, ст. препод. М.А. Муготлев, ст. препод. А. Гучетль). Другие сегодня работают в разных вузах Российской Федерации, а также в других учреждениях и за границей. (И.С. Беленко защитила кандидатскую диссертацию на базе лаборатории и успешно трудится в должности доцента в НГУ им. П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург); А. Плугов, к.б.н., возглавляет отдел научно-методической поддержки компании «Химэксперт», г. Москва; К. Овчинников, будучи студентом, защитил квалификационную работу, которая была награждена Президиумом Российской академии наук медалью и денежной премией как лучшая научная работа в области физиологии по итогам 14-го Всероссийского конкурса (2002 г). В настоящее время К. Овчинников - к.б.н., проходит стажировку в области молекулярной биологии в Норвегии). За 15 лет работы лаборатории многое сделали и внесли свой вклад Н.Н. Хасанова (к.б.н., доц., 2000-2010 – зав. лаб); А.А. Псеунок, д.б.н., проф.; М.Н. Силантьев, к.б.н., доц.; сотрудники и аспиранты лаборатории Н.С. Бибакова, Т.А. Схакумидов, В.В. Кузьмина, Е.В. Кальная, А.Р. Чеучева. Лаборатория является базой для проведения научных экспериментов аспирантами. В настоящий момент над кандидатскими диссертациями работают 6 аспирантов.

В научных исследованиях лаборатории наряду с профессорами, доцентами и аспирантами активно участвовали студенты. По итогам ежегодного открытого Всероссийского конкурса Минобразования РФ на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу в области физиологии были награждены медалью А. Тхагова и дипломами Минобразования России Н. Пальникова, М. Барышников, К. Колбобян, Т. Глазун, М. Силантьев, Е. Лопаткин, Н. Казирод, С. Покуль, Е. Лихошерстова, Н. Нарыжная, С. Шемирзова, И. Беленко, Е. Дьякова, М. Абрамович, М. Огарев, О. Калашникова. Защитили кандидатские диссертации по специальности 03.03.01 – физиология человека К. Овчинников, С. Покуль, М. Огарев на базе ЮФУ, а И. Беленко, Т. Петрова, А. Кузьмин, М. Абрамович, А. Тхагова, С. Гречишкина, О.Калашникова – на базе АГУ, М. Муготлев – в Астраханском государственном университете, М. Силантьев и Т. Челышкова – в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма.

 

Международная конференция «Механизмы функционирования нервной, эндокринной и висцеральной систем в процессе онтогенеза» (Майкоп, октябрь 2015 г.) с участием Президента Федерации Европейских Академий медицины, крупнейшего специалиста в области гепатологии, эндокринологии и диабетологии, дважды доктора мед. наук, члена многочисленных международных обществ и ассоциаций, профессора Хуберта Е.Блюма (г. Фрайбург, Германия).

 

 

Адыгейский государственный университет, Российская академия наук, Иститут экологии горных территорий им. А.К. Темботова КБНЦ, Иститут проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова, Териологическое общество 15-20 сентября 2014 провели V Всероссийскую конференцию с международным участием «ГОРНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ И ИХ КОМПОНЕНТЫ», посвящённую 20-летию Института экологии горных территорий им. А.К. Темботова Кабардино-Балкарского научного центра РАН и 25-летию научной школы чл-корр. РАН А.К. Темботова.

 

Горные территории России занимают 40% её площади. Спецификой гор является более высокое в сравнении с прилегающими равнинами биологическое разнообразие и повышенная уязвимость экосистем, что обосновывает необходимость обособленного рассмотрения проблем «экологии горных территорий». Для изучения базисной роли гор в сложении, изменчивости и разнообразии биоты было инициировано в2005 г. регулярное проведение конференции «Горные экосистемы и их компоненты», что стало традиционным (2007, 2009, 2012 гг.) и востребованным мероприятием. Публикации, представленные на конференции, охватывают обширный круг исследований биоты гор, выполненных в самых разнообразных горных экосистемах (Кавказ, горы Центральной Азии, Карпаты, Тянь-Шань, Урал, Забайкалье, горы Верхоянской Цепи). В ходе работы конференции рассмотрены актуальные проблемы биологии, экологии компонентов (почва, флора, фауна) горных экосистем в рамках научных направлений:

1. Биоразнообразие в горных условиях (закономерности его формирования, видовое и популяционное многообразие, динамика во времени и пространстве);

2. Экология и эволюция организмов и сообществ в условиях горных территорий;

3. Экологические основы рационального освоения и охраны природных ресурсов гор.

Помимо рассмотрения результатов фундаментальных исследований на различных уровнях организации с использованием традиционных и современных методов анализа большое место отводится обсуждению проблем оценки и минимизации антропогенного воздействия на особо уязвимые горные экосистемы, оптимизации охранных территорий, а также унификации методов сбора и обработки информации для создания научных основ технологий экологически-ориентированного природопользования.

Количество участников — 71. География участников: Турция, пров. Киршихир; города Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Хабаровск, Краснодар, Сочи, Екатеринбург, Пермь, Пенза, Апатиты, Кировск, Мончегорск, Иркутск, Воронеж, Томск, Ставрополь, Майкоп; Республика Армения, г. Ереван; Республика Азербайджан, города Баку, Закаталы; Республика Дагестан, г. Махачкала; Республика Кабардино-Балкария, г. Нальчик; Республика Саха, г. Якутск; Республика Северная Осетия-Алания, г. Алагир; Республика Коми, г. Сыктывкар; Республика Башкортостан, г. Уфа; Республика Тыва, г. Кызыл; Республика Бурятия, г. Улан-Уде; Республика Абхазия, г. Сухум; Республика Таджикистан, г. Худжанд.

 

 

 

Учебная и учебно-методическая деятельность кафедры

За кафедрой закреплены следующие дисциплины ФГОС:

 

Дисциплины бакалавриата.

Зоология беспозвоночных,
Зоология позвоночных,
Животный мир Адыгеи,
Возрастная анатомия, физиология и гигиена,
Молекулярная биология,
Человек,
Физиология человека,
Физиология человека и животных,
Цитология,
Анатомия и морфология человека
Гистология,
Гистология с основами эмбриологии,
Генетика,
Генетика и селекция,
Биология размножения и развития,
Высшая нервная деятельность,
Особенности кровообращения у детей,
Беспозвоночные животные (паразитология),
Систематика позвоночных животных (териология),
Избранные главы физиологии человека,
География позвоночных животных,

Физиология сенсорных систем,

Развитие мозга и когнитивных способностей ребёнка,

Физиология кровообращения,

Биоритмы и адаптация,

Биологическая этика,

Физиология развития ребёнка,

Экология позвоночных животных,

Нейрофизиологические механизмы управления эмоциями и памятью,

Общая и частная энтомология,

Диагностика и коррекция психофизиологического состояния,

Биогеография,

Популяционная генетика,

Энтомология

 

Дисциплины магистратуры

Современные проблемы в биологии

Современные экологические и глобальные экологические проблемы

История и методология биологии

Общие принципы и механизмы физиологической регуляции, координации и адаптации

Кардиореспираторная система как главный индикатор адаптационных и резервных возможностей целостного организма

Физиология функциональных систем

Современная экология и глобальные экологические проблемы

Морфофункциональное и адаптивное развитие организма в процессе онтогенеза

Теоретические аспекты физиологии высшей нервной деятельности

Морфофункциональные основы мышечной силы, физической работоспособности и выносливости организма

Методы экспериментальной физиологии и функциональной диагностики

Физиологические механизмы полового развития

Закономерности индивидуального развития. Сенситивные и критические периоды развития

Сенсорная физиология

Прикладная антропология

Экологическая физиология

Функциональное состояние организма в условиях информационной среды

Фундаментальная и прикладная хронобиология

Физиология спорта

Физиологические механизмы психофизиологической деятельности

Функциональная анатомия нервной системы

 

Дисциплины аспирантуры

 

Узловые вопросы теории функциональных систем,

Теоретические и прикладные аспекты адаптации к умственным и физическим нагрузкам,

Экологическая физиология человека,

Актуальные проблемы физиологии,

Нейроэндокринные механизмы адаптации к умственным и физическим нагрузкам,

Методика преподавания биологических дисциплин в высшей школе,

Экология насекомых,

Общая энтомология,

Экология водных насекомых,

Физиология насекомых,

Региональные аспекты охраны насекомых,

 

 

  

Студенты на занятиях по цитологии

Студенты под руководством преподавателей кафедры знакомятся с уникальной природой Адыгеи и всего Северо-Западного Кавказа во время прохождения учебно-полевых практик по зоологическим дисциплинам: зоологии беспозвоночных и зоологии позвоночных. Так же практика студентов проходит на базе лабораторий и зоологического музея.

  

Студенты факультета естествознания на полевой практике по зоологии беспозвоночных

  

Научно-исследовательская деятельность

В научной работе кафедры активное участие принимают студенты, их работы отмечены на конкурсах студенческих научных работ почетными грамотами, дипломами и медалями.

 Работа в лаборатории биоэкологического
мониторинга беспозвоночных животных Адыгеи 

(к.б.н., М.И. Шаповалов; к.б.н., А.В. Якимов, директор ФГБУ «Запкаспрыбвод»)

 

  

 К.б.н., М.А. Сапрыкин – научная экспедиция Архыз

Опыт функционирования с 2008 по2015 г. Диссертационного совета Д 212.001.07 по специальности 03.03.01 физиология (биологические науки) позволяет гарантировать высокий научно - методический уровень аттестации научных кадров: защищено 32, в том числе 2 докторские диссертации. Диссертации были подготовлены на базе Адыгейского государственного университета, Кабардино-Балкарского государственного университета, Сочинского государственного университета, Ингушского государственного университета, Педагогического института ЮФУ, Северокавказского федерального университета, Волгоградского государственного университета, Чеченского государственного университета. Таким образом, работа диссертационного совета охватывает два крупных региона России – Южный федеральный и Северо-Кавказский округа.

 

Вопрос о количественной обеспеченности высококвалифицированными специалистами в области биологических наук при переходе на программы подготовки в магистратуре и научно-педагогических кадров в аспирантуре актуализирует проблему вновь открытие диссертационного совета по специальности 03.03.01 – Физиология.




XHTML and CSS.